ИНДИЙСКИЙ СТИЛЬ


Форт Амбер, Индия. Джай-Мандир, вознесшийся над Шиш-Махалом, выделяется среди других построек комплекса изысканными барельефами по великолепной мраморной облицовке стен, мозаиками и инкрустацией. Ваза с цветами – традиционный мотив мраморных панно.

Когда моголы вторглись в 16 в. в Индию, их ожидала встреча с одной из древнейших мировых цивилизаций. Около 3000 до н.э. город Мохенджодаро в долине Инда имел регулярную планировку; из-за сильной влажности большинство построек было выполнено из обожженного кирпича. Жаркий климат требовал устройства внутренних двориков; их окружали просторные покои…

Приблизительно в IV веке до н. э. язык художественных форм подвергся глубоким изменениям. Греческие элементы смешались с индийскими формообразующими элементами, в результате чего возник своеобразный новый мир форм. В этот период претерпели изменения и формы мебели. Широко распространена низкая примитивная кровать-каркас на четырех ножках с пропущенными через них опорами. Плоскость для лежания была плетеной. Такие кровати изготавливали из дорогого материала и пышно украшали. Характерно индийское изделие - табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем.

В Индии, богатой различными смолами, была высоко развита техника лакирования и применение ее для декоративных целей. Одним из методов было лакирование цветными быстро сохнущими лаками, в основном выточенных элементов мебели. Другой метод - это многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито. Малогабаритные изделия мебели и ящики изготавливались из папье-маше и лакировались довольно сложным способом. Для украшения мебели применялась интарсия из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), а также резьба по слоновой кости.

О непритязательности индусов свидетельствует и примитивное переносное "изделие мебели" — опора для тела: сидящий на корточках факир опирается руками к головой о подставку и спокойно спит. Однако и то же время индусы знали, что такое комфорт, о чем свидетельствует церемониальное кресло буддийского монаха , напоминающее по своей конструкции древнеиндийский трон.

Позднее, когда в Индии сказалось влияние Европы, появились новые запросы, которые оживили тысячелетнее мастерство индусов. Появился новый, смешанный стиль. В XIX веке в Европе нашлось много любителей индийской мебели, которая приобреталась чаще всего из-за ее пышного экзотического декора. Прежде всего, искали мебель, украшенную т. и. бомбейской мозаикой. Все это привело к оживлению индийского мебельного искусства. Новая индийская мебель хотя и стала приобретать европейские формы, но благодаря обильной индийско-арабской орнаментике сохранила характерный индийский характер.