ЦВЕТНОЕ СТЕКЛО И ХРУСТАЛЬ


Стекло и хрусталь

Пожалуй, нет в доме более демонстративного предмета, чем цветочная ваза. По этому простому сосуду можно определить многое, если не все: и вкус хозяйки, и ее пристрастия, и следование за модой, и характер. Мода на вазы меняется стремительно и радикально: то в почете тяжелый богемский хрусталь, резной, с гравировкой, то простое стекло, то разноцветное, радующее глаз виртуозной техникой.

Одно время все повально увлекались сосудами из простого прозрачного стекла, часто по своей форме напоминающими химические колбы. Те, кто несколько лет назад накупил "аптекарскую посуду" в больших количествах, немного жалеют об этом: на видное место пустую колбу не поставишь, интерьер не украсишь, но зато как выручают вазы-склянки, когда в доме появляется букет! Их аскетичная, подчеркнуто функциональная форма, прекрасно оттеняет любые цветы — от розы до одуванчика.

Самым популярным из цветного стекла в последнее время можно назвать муранское. Крапчатое или "агатовое", когда заготовку будущего сосуда обкатывают в цветной крошке, "филигранное" (филигранью называют узор из стеклянных нитей, выложенный вдоль стенок сосуда), наконец, выполненное в знаменитой технике "миллефиори" — для этого мастер скатывает тысячи рулетиков из обрезков цветного стекла, нарезает их, вплавляет и получает — нет не вазу, а настоящее поле, расцветшее диковинными цветами. Впрочем, муранское стекло при всей своей броскости имеет "вершины" в лице таких знаменитых фирм, как Venini или Barovier & Tosso, чья продукция находится в музеях, и "ложбины" в виде массовой сувенирной продукции, заполонившей все венецианские лавки. Весь фокус в том, что российские продавцы не спешили информировать об этих перепадах наших покупателей и продавали все цветное стекло по заоблачным ценам.

К 2005 году страсти улеглись, горизонты расширились, знаний у потребителя стало больше, а к выбору вазы стали относиться проще. Нашлось в современном модном доме применение и гравированной классике, и цветному авангарду, и простому стеклянному кувшину.

Снова стал пользоваться спросом "мягкий" хрусталь с бриллиантовой огранкой в виде ромбиков (такой, к примеру, выпускает английская фирма Waterford, добавляя в хрустальную массу оксид кремния). Некоторые фирмы рискнули поэкспериментировать и переключились на дизайнерские сосуды (Leonardo, Ligne Roset, Kosta Boda), получив на выходе вазы-молекулы или вазы, похожие на детскую игрушку-юлу. Спрос порождает предложение.

Наконец, обязательным элементом любой домашней коллекции стала ваза-солифлор, то есть ваза на один цветок. Тут уж хозяйский вкус проявляется в полной мере: за букетом здесь не спрячешься, надо, чтобы и сосуд, и цветок были на высоте.